Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум: lyublyu.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Занятия БОС для детей с нарушением внимания, дислексией, дисграфией (Подготовка к школе)
Портрет заполнен на 86%

    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 1
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 54

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Блог   >  

Светлана Шишкова "Болезни современных школьников и что с ними делать"

  26.04.2018 в 09:22   115  

Статья из газеты: АиФ Здоровье No 49 05/12/2017

Школьник не может пересказать простейший текст? Он пишет буквы <<наоборот>>? Прежде чем ругать его, разберитесь -- это может быть симптомом болезни, а не разгильдяйства. Откуда берутся дислексия, дисграфия и диспраксия и как отличить их от лени?
По оценкам специалистов, 40-60% нынешних школьников неспособны к обучению. Причем не оттого, что ленятся или не могут себя заставить, а потому, что действительно больны. Причем аргумент <<В наше время такого не было>> тоже правдив -- в современном обществе развивается целый ряд отклонений, ранее либо не распространенных, либо так хорошо не изученных.

Как возникают подобные расстройства и можно ли от них избавиться?

Рассказывает Светлана Шишкова, нейропсихолог, кандидат психологических наук, руководитель научно -- практического центра <<Дом>>, автор развивающей методики для детей с расстройствами школьных навыков.

Какой рассеянный
<<Способный, но ленится>>, <<невнимательный, на уроках витает в облаках>>, <<не может ответить на простейшие вопросы>>. Хоть один ребенок, а адрес которого звучат такие фразы, есть, наверное, в каждом классе в любой школе. На самом деле в способностях этих ребят никто не сомневается (среди них есть те, кто успешно учится в музыкальной или художественной школе), о <<педагогической запущенности>> речь тоже не идет -- родители разве что не ночуют в школе и не жалеют денег на репетиторов. Но, несмотря на все усилия, дети делают множество ошибок в заданиях, не могут пересказать прочитанное и сложить однозначные числа. Но даже опытные учителя не понимают, что это не лень, и не упрямство, а болезнь.

В международном классификаторе заболеваний таких отклонений сразу несколько -- они выделены в отдельную группу, которая называется <<расстройствами развития школьных навыков>>. В нее входят дислексия (неспособность читать), дисграфия (патологическая безграмотность), дискалькулия (проблемы со счетом), диспракия (неуклюжесть), синдром дефицита внимания и расстройства аутистического спектра ( трудности в общении).

В изолированном варианте эти проблемы встречаются редко. У детей, которые с трудом читают, часто встречаются ошибки в письме. У неуклюжих детей -- проблемы со счетом, а у замкнутых угрюмых детей -- тревожные расстройства.

Рассчитывать на то, что ребенок перерастет проблему, не приходится.

Для школьных расстройств характерна определенная последовательность. Сначала у ребенка отмечается задержка речи (до 3-4 лет), который в 7-9 лет сменяется трудностями с чтением и письмом. В подростковом возрасте на первый план выступают проблемы спеллингования (процесса перевода устной речи в письменную и обратно).

Незрелость, асимметрия или генетика
Считается, что неспособность к обучению возникает из-за нарушений в обработке информации в высших отделах головного мозга. Исследователи предполагают, что мозг таких детей развивается ассиметрично -- какие- то отделы созревают медленнее, какие- то -- быстрее. Скорее всего, проблемы закладываются в первые три месяца внутриутробного развития, когда у ребенка формируются структуры мозга. Любое неблагополучие в этот период (болезни, травмы, стрессы и т.д.) может повлиять на их формирование, что неизбежно скажется на речи, памяти, мышлении малыша.

Письменные задания не должны превращаться для ребёнка в пытку. Больше читать и не ругать. Шесть советов родителям ребёнка с дисграфией
Немаловажную роль играет и генетика. Например, дислексия (самое изученное расстройство из рассматриваемых) часто встречается у членов одной семьи. Классический пример -- президент Джордж Буш -- младший. Журналисты писали, что его речь по количеству ошибок напоминает речь иностранца, недавно изучившего английский язык. Дислексией страдал и его брат.

Несмотря на то, что подобные расстройства были описаны еще в XVIII веке, именно в современном мире они вышли на первый план. Некоторые радикально настроенные специалисты полагают, что неспособностью к обучению сегодня (в той или иной степени) страдает до 60% детей. По их данным (российской статистики заболеваемости по этому пункту просто нет) подобными расстройствами аутистического спектра страдает 1% детей, дисграфией -- 17%, дислексией -- 10%, диспраксией (патологической неуклюжестью) -- 2-10%, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью -- 5%.

Взлет заболеваемости объясняется в том числе и улучшением качества медицинской помощи. Сегодня перинатологи научились выхаживать детей, рожденных с критически низкой массой тела (500 г). Отклонения в развитии у таких малышей встречаются на порядок чаще. Есть предположение, что расстройство школьных навыков может возникнуть и после рождения ребенка. Причина тому -- информационный хаос, в который дети погружаются с первых лет жизни. Продвинутые родители развивать ребенка начинают с пеленок, перегружая зоны мозга, еще не готовые к такому объему работы.

Это приводит к обратному эффекту -- задержке развития важнейших психических функций. Перегрузка также приводит к эмоциональной неустойчивости и нервным срывам -- необходимость выполнения недосягаемых задач отнимает у ребенка большую часть психических сил.

Что делать?
Вылечить неспособность к обучению невозможно. Но ее можно скорректировать, научив ребенка жить с этой проблемой. Однако, поскольку официально такой проблемы в нашей стране не существует, утвержденных программ реабилитации тоже нет.

Все существующие западные методы коррекции предусматривают комплексный подход -- применение дыхательных техник (для укрепления нервной системы), упражнения на крупную моторику (для стимуляции теменных отделов головного мозга), приемы написания по определенной методике, направленной на активизацию и гармонизацию всех отделов головного мозга, а также на формирование межполушарной связи.

Дислексия (нарушение чтения)

Выявляется у одного из десяти детей, обычно -- в возрасте 9-10 лет. Специалисты выяснили, что дислексики воспринимают слова как картинки и образы. Если слово не вызывает у ребенка визуальных ассоциаций, при чтении он его пропускает. Чтение отнимает у дислексика массу сил -- даже несложный текст вызывает нервное перенапряжение, а пересказать прочитанное ребенок часто вообще не в состоянии. Дислексия часто сопровождается ошибками в написании слов и чисел, особенностями в восприятии времени и пространства.


Дисграфия (Нарушение письма)

По данным дефектологов, дисграфические ошибки встречаются у 20-30% младших школьников. Специалисты различают несколько видов дисграфии.

Фонематическая: ребенок пишет <<как слышит>>, игнорируя правила орфографии.
Оптическая: при письме буквы заменяются похожими по рисунку (З-Э, Р-Ь), Л-Д, З--В). Если ребенок не запомнил букву, он может ее перевернуть, пропустить или дорисовать как считает нужным.
Аграмматическая: слова не изменяются по падежам, числам, родам. <<Девочка пошел>>, <<школьные год>>. Эта проблема часто встречается в двуязычных семьях.

Дискалькулия (Неспособность к изучению арифметики)

Простейшие математические действия вводят ребенка в ступор. Ребенок не может ни решить, ни запомнить задачу. Как правило, такие дети не чувствуют время и не могут организовать его.

Диспраксия (Нарушение координации)


Со стороны выглядит как патологическая неуклюжесть. Такие дети часто становятся объектами насмешек, поэтому не участвуют в подвижных играх. Они пугливы, упрямы, застенчивы, отличаются повышенной утомляемостью, так как простые действия требуют от них больше усилий.

На пять мальчиков-непосед приходится одна такая же девочка.

Дети импульсивны и патологически невнимательны, у всех отмечаются проблемы с контролем активности. С возрастом проявления гиперактивности сглаживаются.

Расстройства аутического спектра

Таким детям любое общение дается с трудом -- они бояться любого контакта и предпочитают одиночество. Из-за этого у них нарушены социальные навыки, а любое изменение окружающей обстановки может у них закончится истерикой. Часто повторяют одни и те же действия и зацикливаются на чем- то одно. Отличаются неровным поведением, часто -- агрессивностью.


-- Дислексия -- нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора, проще говоря, неспособность к правильному и быстрому распознаванию слов. Такие дети меняют буквы и цифры местами, читают задом наперед и пишут буквы зеркально (в обратную сторону). Труднее всего им дается пересказ текста (типичное задание в начальной школе).

Если у ребенка была диагностирована дислексия, ему потребуется обучение по специальным программам, то есть индивидуальные занятия. Ранняя диагностика дислексии -- благо. Чем раньше ребенок начнет заниматься, тем больше вероятность того, что у него не возникнет проблем с учебой и общением.

Время идёт, а малыш так и не говорит? Пора к специалистам. С буквами не шутят. Как не пропустить задержки в развитии речи у ребенка
Суть занятий -- тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Для этого специалисты используются речевые игры, разрезают буквы и просят ребенка собрать их. Таким детям хорошо помогает магнитная азбука для складывания слов. Детей учат произносить звуки и объясняют, какой букве при письме этот звук соответствует.

Родителям дислексика нужно запастись терпением -- заниматься придется долго и регулярно. Только в этом случае малыш сможет пополнить ряды гениев -- дислексиков.

Что должно насторожить?
1. Зеркальное написание букв -- <<я>>, <<ю>>, <<з>>. Ребенок-дислексик часто пишет их в обратную сторону.

2. Ребенок читает слова задом наперед и пишет числа, переставляя знаки. Например, вместо <<20>>, <<02>>.

3. Не может пересказать простейший текст, хотя очень старается.

4. <<Зависает>> над каждым заданием.

5. С трудом запоминает стихи.

6. Испытывает сложности с восприятием времени.

7. Ребенок постоянно отвлекается.

8. У него часто возникают перепады настроения.


Для коррекции дислексии:

Больше разговаривайте с ребенком
Вызывайте его на диалог -- просите рассказать, как прошла прогулка, сколько ребят было на площадке, кто и во что был одет.
Развивайте мелкую моторику -- складывайте с ним пазлы, мозаику, конструктор.
Купите магнитную азбуку и составляйте простейшие слова
Рисуйте, лепите, вырезайте буквы их бумаги
Учите наизусть стихи
Ребенок с дислексией не может долго удерживать внимание, выполняя задания, связанные с чтением и письмом. Для него это слишком энергозатратно.