Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум: lyublyu.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Наталья
Портрет заполнен на 70%

    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 30

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Блог   >  

Интервью с лауреатом Нобелевской премии по экономике, профессором Джеймсом Хекманом.

  25.11.2016 в 10:19   40  

Известный ученый и нобелевский лауреат Джеймс Хекман, профессор экономики Чикагского университета, в котором он возглавляет Центр экономических исследований и Центр оценки социальных программ факультета изучения государственной политики им. Харриса, отвечает на вопросы об экономической эффективности инвестиций в воспитание и образование детей младшего возраста. Он также утверждает, что вложения в развитие социально-культурных навыков детей, таких как настойчивость, мотивация и уверенность в себе, дают бóльшую экономико-социальную отдачу, чем инвестиции в социальные программы или создание инфраструктур.

1. Не могли бы Вы кратко изложить основные аргументы и ключевые результаты исследований значимости программ воспитания и образования детей младшего возраста (ВОДМ) для повышения производительности труда и экономического развития? Какие веские доводы Вы можете привести в доказательство того, что осуществлять инвестиции в ВОДМ выгодно?

Семья играет чрезвычайно важную роль в том, какой станет взрослая жизнь человека. Одной из основных причин неравенства являются жизненные обстоятельства, в которых он развивается. Недавние исследования показали, что в американском обществе примерно половину причин существенной разницы в доходах, заработных на протяжении всей жизни, составляют факторы, имевшие место до достижения зрелости. Вполне возможно, что в странах Западной Европы, которым свойственна меньшая степень неравенства на рынке труда, эта доля не меньше американской, а, может быть, даже больше. По сравнению с данными 1960-х гг., существенно возросла доля американских детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, вкладывающих в детское воспитание и образование меньше средств, чем благополучные. Растущая доля неадаптированных иммигрантов создает аналогичные неблагоприятные тенденции в Западной Европе. Многие серьезные экономические и социальные проблемы, такие как преступность, подростковая беременность, незавершенное образование и плохое здоровье, связаны с низким уровнем компетенций и способностей.
Разница в способностях проявляется в раннем возрасте
Разница в способностях детей, воспитывающихся в благополучных и в неблагополучных семьях, заметна уже в раннем возрасте. Семейное окружение ребенка во многом определяет его будущие когнитивные и социально-эмоциональные способности, а также широкий спектр таких параметров как здоровье и предрасположенность к совершению преступлений. Экспериментальные данные, свидетельствующие о благоприятном влиянии раннего вмешательства в воспитание детей из неблагополучных семей, подтверждают многочисленные теоретические изыскания, доказывающие, что отсутствие поддержки со стороны семейного окружения отрицательно сказывается на дальнейшей жизни ребенка. Раннее вмешательство со стороны социума способно укрепить когнитивные и социально-эмоциональные способности детей из неблагополучных семей, а также их здоровье. Оно способствует обучению, снижает уровень преступности и подростковой беременности, а также содействует повышению производительности труда. Согласно оценкам, такое участие характеризуется высокой отдачей.

Воспитание и образование детей младшего возраста особенно важно в критические периоды развития и становления многих способностей. Это относится как к людям, так и к животным, и отмечается многими исследователями. Я и мои соавторы доказали также, что критическим периодом развития когнитивных навыков являются ранние годы жизни ребенка, а некогнитивных навыков — подростковые. Коррекция дефектов раннего развития в старшем возрасте обходится достаточно дорого и зачастую не является эффективной. С экономической точки зрения, проблемы человеческого развития гораздо выгоднее предотвращать, нежели исправлять.
Раннее вмешательство гораздо выгоднее позднего
Нынешняя структура программ такова, что вмешательство в жизнь детей из неблагополучных семей на ранней стадии развития гораздо выгоднее таких видов последующего вмешательства, как обучение в малых группах, государственные программы профессионального обучения, программы реабилитации заключенных, программы повышения грамотности взрослого населения, субсидирование платы за обучение или полицейские издержки. Отдача у программ раннего вмешательства намного выше, чем у наиболее активных европейских программ содействия занятости.

Формирование жизненных навыков динамично по своей сути. Навык порождает навык, мотивация порождает мотивацию. Мотивация содействует развитию навыков, а навыки содействуют появлению мотивации. Отсутствие мотивации к обучению и ведению активного образа жизни с раннего возраста с большой вероятностью приведет к тому, что, став взрослым, человек не сможет состояться в социально-экономическом плане. Чем дольше общество не вмешивается в жизненный цикл ребенка из неблагополучной семьи, тем дороже обходится исправление последствий. Применение накопленных знаний о важности раннего возраста в таких областях как порождение неравенства и приобретение трудовых навыков потребует существенной смены приоритетов в проводимой политики.
Влияние некогнитивных факторов и окружения на формирование успешной личности
Известно, что социально-экономический успех во многом определяется когнитивными способностями. Однако они не единственный и не обязательно главный определяющий фактор. Другие личностные качества, в том числе социально-эмоциональные или некогнитивные черты, такие как темперамент, физическое и умственное здоровье, настойчивость, склонность к деятельности в определенное время суток, неприятие риска, самооценка, самообладание, тяга к праздности, добросовестность и мотивация также во многом определяют будущий социально-экономический успех и влияют на многие стороны взрослой жизни человека.

Кроме того, результаты недавних исследований позволяют говорить о том, что устоявшееся мнение о значимости коэффициента интеллекта (IQ) нуждается в существенном пересмотре. Анализ, изложенный в часто цитируемой книге «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve), приписывает ключевую роль в объяснении источников разницы в когнитивных способностях человека генетике, тогда как, по данным издания, уровень жизни взрослого человека во многом зависит от его когнитивных способностей. Однако если когнитивные способности определяются генетикой и являются основным фактором, влияющим на жизнь взрослого человека, то единственное, чем государство может помочь своим наименее способным гражданам -это материальной поддержкой. Результаты экспериментов по обогащению среды обитания детей из неблагополучных семей в раннем возрасте являются мощным свидетельством против генетического детерминизма. Недавние исследования установили значимость социально-эмоциональных способностей и окружения ребенка, а также важность роли раннего вмешательства в его жизненный цикл для развития необходимых навыков. Эпигенетика наглядно демонстрирует силу влияния окружающей среды на проявление генов, а также доказывает, что это влияние может стать наследственным.

Анализируя политику, направленную на развитие навыков и способностей, общество должно признать, что человеческие способности многообразны. Нынешняя государственная политика США и многих других стран ориентирована на развитие когнитивных способностей и их оценку посредством измерения коэффициента интеллекта и проведения тестирований в ходе развития. Повышенное внимание к результатам подобных тестов оставляет в стороне не менее важные факторы некогнитивного характера, способствующие успеху в учебе и в жизни в целом.

2. В своих исследованиях Вы исходите преимущественно из североамериканского опыта. Тем не менее, не могли бы Вы привести в пример несколько исследований, проводимых в других частях света, которые также свидетельствуют о наличии связи между ВОДМ, формированием трудовых ресурсов и экономическим развитием?

Можно процитировать ряд европейских исследований. Среди экспериментальных, можно выделить хорошо известное исследование по приютам в Румынии, программу «Верный старт» (Sure Start) в Великобритании и ирландскую программу «Подготовка к будущему» (Preparing Future Life). Стоит также упомянуть европейские исследования неэкспериментальных данных, например, немецкое социально-экономическое панельное обследование населения (German Socio-Economic Panel Study, GSOEP) и британское когортное обследование (British Cohort Study, BCS). Их результаты также свидетельствуют о вышеупомянутых выводах.

3. Практически во всех странах мира глубокую обеспокоенность вызывает разрыв между детьми, которые хорошо питаются, находятся в здоровом и надежном окружении, получают достаточную когнитивную стимуляцию и общаются с заботливыми взрослыми, и детьми, которые всего этого лишены. Каковы доказательства того, что ВОДМ способствует достижению равенства, и чем государство может посодействовать этому?

Вопрос здесь не только в доходе родителей. Наибольшее значение имеет качество того окружения, в которое попадает ребенок после рождения. Семейное окружение и объем вкладываемых в воспитание и образование средств в разных социально-экономических группах существенно различаются. Недавние исследования позволили выявить значимые различия в семейном окружении и в объеме вкладываемых в развитие детей средств в благополучных и неблагополучных семьях. Разница в когнитивной стимуляции, ласке, наказаниях и других видах участия родителей в жизни детей в семьях разного социально-экономического статуса проявляется достаточно рано. Полные семьи вкладывают в своих детей гораздо больше, чем неполные, однако точные причины этого еще подлежат выяснению. Социально-экономические группы значительно различаются по уровню когнитивной стимуляции детей младшего возраста и проявлению нежности по отношению к ним, и эти различия не меняются на протяжении всего периода детства. Проблема общего ухудшения качества семейного окружения актуальна для многих детей мира. Во многих других странах растет разрыв в качестве начального семейного окружения детей из благополучных и неблагополучных семей. Родившиеся в неблагополучном окружении дети получают меньше стимуляции и доступа к учебно-воспитательным ресурсам, чем дети из благополучных семей. Этот феномен порождает неравенство внутри поколений и между ними. Политика, направленная на предоставление воспитательных ресурсов неблагополучным семьям, уменьшит неравенство и повысит производительность труда.
Отсутствие необходимости выбирать между равенством и эффективностью — уникальная особенность раннего вмешательства в развитие детей
Экономисты часто обсуждают проблему выбора между равенством и эффективностью. Политика, направленная на поддержку эффективности, зачастую приводит к неравенству (например, политика снижения налогов на прирост капитала). При вмешательстве в жизнь подростков и молодых совершеннолетних людей эта проблема возникает в отношении наименее способных, особенно тех, для кого предназначаются программы по развитию когнитивных способностей. Это связано с динамической дополнительностью, или синергией, процесса формирования навыков у человека. При коррективном вмешательстве в жизнь трудных подростков, не имеющих твердых баз, также приходится выбирать между равенством и эффективностью. Эти виды вмешательства трудно оправдать с экономической точки зрения, и уровень отдачи у них, как правило, мал. Однако при вмешательстве на ранней стадии развития все происходит иначе. Если вложения на ранней стадии развития ребенка впоследствии закрепляются высококачественными возможностями обучения, то они являются экономически эффективными и сокращают неравенство на протяжении всей жизни человека. Необходимости выбора между равенством и эффективностью при раннем вмешательстве в жизнь детей из неблагополучных семей не существует. В этом и состоит уникальная особенность программ вмешательства в воспитание и образование детей младшего возраста.