Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум: lyublyu.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Наталья
Портрет заполнен на 70%

    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 22

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Блог   >  

Этюды о воспитании. Уважение, вера и одиночество.

  13.09.2015 в 14:38   218  

Мне неизвестна какая-либо статистика по этому поводу. Но даже я за свою жизнь наблюдал эту сцену раз десять, и это позволяет мне сделать вывод, что чуть ли не каждая вторая семья прошла через подобный катаклизм. Совсем недавно я снова это видел и слышал: съежившийся в кресле синий от крика, ужаса и боли как раненый звереныш, малыш, которого мертвой хваткой пытается удержать женщина-мать его, и склонившаяся над ним с холодно поблескивающими ножницами в руке еще одна женщина – парикмахер - мать её в кутюрьё! Мальчику завтра в первый класс.
Очень сомневаюсь, что у него, затоптанного в даун, фактически размазанного, аннигилированного сформируется после этого адекватное отношение к стрижке, к маме, к женщинам, к школе, и к жизни вообще.
«За годы врачебно – психологической практики я узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые:
не здороваются,
не умываются,
не чистят зубы,
не читают книги,
не занимаются спортом, музыкой, языком,
не учатся,
не работают,
не лечатся,
не живут
только потому, что их к этому понуждали.

И приблизительно столько же тех, которые:
сосут палец,
грызут ногти,
ковыряют в носу,
курят,
пьют,
бездельничают,
матерятся,
шляются,
воруют,
и прочая, прочая, прочая
лишь потому, что их заставляли не делать этого.

Всегда ли так? Нет, не всегда, но слишком часто, чтобы это можно было считать случайностью» - /В. Леви/ Понятно, что прикрикнуть или пригрозить легче. Говорят, есть только три способа управления ребенком, но их никто не знает. Увы, рецепта нет и у меня, и я не раз поступал с точностью обратной смыслу этих цитат. Могу лишь высказать предположение: если хочешь убедить его, предложив
новую идею, будь тактичен, правдив и уважителен к его интересам. Ну и, конечно же, главное, чтобы он уважал тебя, только тогда твои советы будут производить впечатление. Для этого – очередная крамола – надо заслужить его уважение.
Метод прост:
уважай его права. А пока ограничусь лишь констатацией факта и призывом, /в т. ч. и к самому себе/, творить, выдумывать и пробовать. Будем талантливо и непредсказуемо убедительными!
Кстати, о детской комнате. Здесь в первую очередь все должно быть функционально, диван, например, должен быть в первую очередь удобным для отдыха, а потом уже стильным. Если в ЕГО комнате нет гантелей, эспандера, перекладины для подтягиваний, она – оранжерея, парник, теплица, обитель «ботаника». В том числе, если это ЕЁ комната. Попутно, но далеко не второстепенно: не занимаясь с ним спортом, ты лишаешь его и себя еще одной возможности стать ближе.
Комната без стимуляторов вредна. «Самое главное, чтобы “вещь” или “предмет” его изучения оказался в нужном месте и в нужное время. Можно развесить по стенам карты, азбуку, числа, нарисовать буквы и цифры на игрушках, включать музыку, читать стихи, обращаться к ребенку на иностранном языке, водить в изостудию, на выставки художников, в театр, в танцевальный кружок, в спортивную секцию, заниматься
музыкой “для души” – то есть, профессиональная подготовка не обязательна, в ней много общего, трудного и порой скучного» - /В. Путилина/. Не все и не сразу. Но, думаю, не надо быть самому
семи пядей во лбу, чтобы распознать у него на челе тот самый Знак, отпечаток Божьих уст, его природные способности и направить их в нужное русло. Найди несколько вещей, которые у него получаются достаточно хорошо. Пусть даже это будет «выпекание блинов» на водной глади. Возможно это его будущее. Не говоря уже о хобби, которое запросто может стать его судьбой.
Мой старинный друг, моряк и врач, начисто лишенный музыкального слуха, тем не менее, имеет жуткую привычку мурлыкать себе под нос какую-нибудь приставучую мелодию. Смех смехом, но кто возьмет на себя смелость утверждать, что из него не получился бы музыкант? При соответствующем воспитании, конечно.
Ты должен замечать своего ребенка и верить в него. Не веря в него, ты его убиваешь. ТЫ должен понимать его, а не ОН тебя. И замечай его не только, когда он шалит, капризничает или болен. Прежде всего, отметь своим вниманием, восторгом и любовью его хорошее поведение, усердие, инициативу и талантливость. Он зафиксирует твою реакцию, можешь не сомневаться.
…Вера,/в частности слепая/, сталкивает в пропасть, но она же и дает крылья. Не удержусь и приведу кочующий из книги в книгу пример, уж больно он красноречив и показателен. В начальных классах одной из школ был проведен психологический эксперимент. После длительных исследований и тестов были
объявлены имена трех наиболее перспективных учеников, которые в ближайшие несколько лет должны показать неординарные результаты в учебе. Прогноз ученых полностью подтвердился, все трое стали победителями различных олимпиад, один, в т. ч. –спортивной. Суть эксперимента заключалась в том, что никаких исследований не проводилось, а имена будущих «лауреатов» были названы наугад, методом случайного подбора. Остальное сделала вера.
Возвращаясь в комнату, еще об одном не менее важном. Если комната действительно ЕГО, поступай соответственно. Он имеет право на свои интересы, на свою личную жизнь, на тайну. Поэтому ТВОЕ ежедневное требование, навести в ЕГО комнате порядок, выглядит, по меньшей мере, нелогичным и непоследовательным. Он сам должен решать, когда убирать свою территорию. Здесь он Хозяин, у него собственное представление о порядке, ему нужен этот хаос и он принадлежит ему. Поставь себя на его место и вспомни свою детскую реакцию на подобные требования твоих родителей. Оглянись на свое прошлое и вспомни наивные и нелогичные поступки, которые ты совершал в его возрасте. Будь ребенком. Воспитывая, воспитывайся сам. «Учитель, который ничему не учится у своих учеников, выбрал не ту профессию» -/Ш. Вольф/
Понравится ли тебе, взрослому, если на твоем рабочем столе регулярно будут наводить «порядок»?! пусть даже это будет самый близкий человек. И не заглянуть ли тебе в свою сумочку, прежде
чем ругать его за беспорядок в комнате?! Так что если ты честно признАешь, что идеальный порядок на его территории нужен прежде всего тебе, для твоего спокойствия или, не дай Бог, для восхищенных гостей, – ты сделаешь огромный шаг к взаимной терпимости. Твой ребенок это оценит. Пусть делает уборку, когда захочет. Ну а, чтобы вызвать у него это желание, детские психологи рекомендуют выделить в ЕГО комнате СВОЮ «зону влияния», /папину, мамину/, где и поддерживать порядок. Еще можно
подчеркнуто хаотично сваливать все игрушки в один огромный ящик, чтобы ему было трудно каждый раз выуживать нужную. Он должен сам осознать уродливость и неудобность беспорядка. Да и
убирать можно и нужно вместе. Так веселее и поучительнее. В качестве аргумента можно попробовать и такой: «Убери в комнате, к тебе ведь придут друзья и мне будет перед ними неудобно за
беспорядок. Не ставь меня в неловкое положение» И обязательно вежливо стучись! Это к вопросу о взаимном уважении. Он и это усвоит, и прежде, чем войти к тебе в спальню, тоже будет стучаться. Ведь речь идет об интимности, т. е. о психологическом пространстве, о скорлупке, помогающей ему
сбежать, /пусть даже это будет иллюзия бегства/, и выжить.
Возникающее примерно в 4 года хорошее чувство самостоятельности, отдельности, самодостаточности
одновременно порождает горькое и вместе с тем, очень нужное ощущение одиночества, т. е. свободы. Свобода всегда оплачивается одиночеством, оно ведь – не количество тела, а качество души. В то же время, одиночество как - бы естественное продолжение чувства отдельности от взрослых. Есть удачное
слово «сАмость», оно выражает и свободу, и самодостаточность, и одиночество. Отдельный - значит один. Одна единица жизни, икринка, молекула толпы. «Ребенок нуждается в уединении, ибо
все прекрасное растет в уединении. Запомните: это самый фундаментальный закон жизни. Корни находятся под землей, и если вы их вытащите на поверхность, они начнут сохнуть. Ему
нужно уединение, полное уединение. Ребенок развивается в утробе матери в темноте, в уединении. Все растущее нуждается в уединении» - /Раджниш/
Годика в четыре Андрей нарисовал примитивную, но удивительно полную жизни, движения, экспрессии и в то же время вселенской грусти картинку: несколько согнутых резким порывом ветра голых деревьев, косые штрихи дождя, летящие черные оспины листьев и нахохлившийся маленький одинокий человечек
на земле. Я даже не стал спрашивать, где остальные люди, и кого имел в виду сын.
Свобода недоказуема, одиночество – да. Человек равен собственному одиночеству.
Непростительно и преступно подслушивать, подглядывать, перехватывать записки, лезть без
спроса в дневник. Тогда уж лучше сразу избей, искалечь, макни в унитаз, унизь его или плюнь в нее при друзьях, и т. д. Со временем твоя территория в его комнате уменьшится, а его сравняется с размерами комнаты, но тут уж ничего не поделаешь. Его комната это ведь тоже средство его самовыражения. Ну а
«зона влияния» родителей диалектически всегда тяготеет к нулю.

отрывок из книги Петра Скорук.